Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую обыватели зачастую разнолико называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Однако ни одно из этих наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более 7 лет тому назад, основная масса практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс исследования, не определяя конкретного вида экспертизы.

В следствии такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в практике часто рождаются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в следствии которой материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются в следствии грамотности участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и иных участников по полотну автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неверная разметка дорожного полотна, ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и другие негативные условия дорожной обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо изучение комплекса информации о происшествии.